Во многих отреставрированных и воссозданных храмах России недостаточно того, что составляет главную церковную красоту, а именно, настоящего традиционного деревянного иконостаса. Православное искусство традиционно считается строго каноническим. Однако в реальной истории канон всегда сосуществовал с неопределенностью, царивший в умах провинциальных мастеров относительно столичного образца, который они воспроизводили едва ли не по рассказам. Результатом этого противоречия была продуктивная в художественном отношении гибкость архитектурных решений в рамках некоего общего свода правил. Сегодняшние строители храмов не отличаются от предшественников – возрождая образ архитектуры, они предлагают очень разные, иногда спорные решения, однако ровно лежащие в русле национальной традиции. К архитектурно-художественному построению деревянного иконостаса православного храма нужно выделить главные требования: - Иконостас должен соответствовать стилю храма и традиции изготовления иконостасов данного региона. - Иконостас должен быть соразмерен внутреннему пространству храма за счет сомаштабности членения элементов иконостаса. - Иконостас - наиболее художественно и декоративно насыщенный элемент в интерьере храма. Он должен иметь как крупные детали декора, воспринимаемые издалека, так и мелкие, воспринимаемые с близкого расстояния. - Иконостас должен быть установлен в виде стены или в виде объемного сооружения, отделяющего алтарь от остальной части храма и закрывающего его от взгляда. - Каркас иконостаса выполняется только из древесины. - Практика показала, что иконостас должен содержать несколько ярусов икон, обращенных лицевой стороной к средней части храма. Количество ярусов может быть от одного до пяти, иногда до семи. Сверху иконостас увенчивает навершие с крестом и завершающие киоты. - В центральной части иконостаса устраиваются особо украшенные двухстворчатые двери – Царские врата, имеющие сквозной орнамент или пространство между ними и аркой сени. В верхней части Царских врат расположены икона Благовещения, ниже – Евангелисты или творцы Литургии. Над царскими вратами располагается икона Тайная вечеря. Иконы местного ряда справа от Царских врат – икона Спасителя или Храмовая икона; слева – икона Богоматери. Слева от Царских врат обязательно устраиваются северные одностворчатые двери, а справа южные одностворчатые двери с изображением Архангелов или Святых Диаконов. Нижний ряд (местный) составляется из особо почитаемых больших икон различной ширины. Второй ряд – праздники – низкие и широкие; третий ряд – деисусный, Апостолы во весь рост, узкие и высокие; четвертый ряд – пророческие, поясные изображения пророков; пятый ряд – праотеческий; шестой ряд – страстной; седьмой ряд – иконы церковных таинств. - В декоративном убранстве иконостаса используются фантастические и реальные растительные орнаменты (кедр, пальма, виноградная лоза и др.) и птицы (голубь, пеликан и другие). При восстановлении элементов конструкции – каркаса иконостаса, необходимо соблюдать определенную последовательность выполнения операций. Если иконостас не демонтировался, прежде всего укрепляют шиповые и другие конструктивные соединения. Затем заделывают трещины, выбоины, различные поверхностные повреждения и, наконец, восполняют утраты конструктивных элементов. Если иконостас находится в разобранном виде или демонтирован в процессе подготовительных работ, каждый конструктивный элемент реставрируют отдельно, заделывают трещины, выбоины, устраняют дефекты облицовки, восполняют утраты, в некоторых случаях отделывают (при золочении) и затем собирают каркас. Одну из методик замены поврежденной древесины представляет реставратор, мастер-столяр, немец по происхождению Вилли Шмидт – изобретатель процесса CLP. Основной идеей данной методики является замена поврежденных мест в реставрируемом изделии новой древесиной. В отличие от классической реставра- ционной школы, где склеивание изделия выполняется линейным способом, склеивание происходит вдоль контура повреждения по изогнутой линии. Такой метод способствует наибольшему сохранению старой древесины. Помимо этого, обеспечивается очень большая прочность склеиваемых частей новой и старой древесины. А также данный способ является эффективным, уменьшается трудоемкость и появляется возможность при помощи различных стандартных инстру- ментов и шаблонов заменить поврежденный участок в любом месте конструкции иконостаса, реставрация может выполняться в мастерской или непосредственно на объекте. Декоративные элементы в виде розеток, панно, накладки, партеры и т.п. по возможности снимают перед ремонтом каркаса и реставрируют отдельно. Устана- вливают их на полностью отремонтированный и отделанный иконостас. Основными повреждениями резьбы обычно являются сколы, трещины и утраты, более или менее значительные. Сколы заделывают, приклеивая на предварительно выровненную поверхность кусочек древесины той же породы и с тем же направлением волокон, которому затем придают необходимую форму. Трещины, вмятины заделывают шпатлевкой или вставками из той же породы древесины. Утраченные элементы восстанавливают при наличии таких же аналогов на том же иконостасе или примером служат другие сохранившиеся иконостасы и чертежи аналогич- ного стиля. При реставрации резьбы деревянного иконостаса, реставратор сталкивается с ситуацией, когда декоративный элемент иконостаса нужно изготовить по образцу с учетом авторского почерка. Это очень сложная и кропотливая работа, требующая от реставратора больших практических знаний. В настоящее время в реста- врационных работах для выполнения этой задачи реставратору нужно использовать пантографы или скульптурно-фрезерные и копировально-фрезерные станки. Основной особенностью этих станков является большое число оборотов рабочего вала, от 3000 до 50000 об/мин. Благодаря такой скорости резьба получается чистой, с четкой рельефностью, без сколов. Изготовленная на таких станках копия ничем не отличается от оригинала. Обработка резьбы на этих станках происходит с меньшими трудозатратами, но с высокой производительностью. Оборудование с числовым программным управлением обладает высокой точностью и производи- тельностью. Использование станков с ручным управлением более приемлемо для небольших мастерских. Не менее важно, чем соблюдение технологических особенностей изготовления и реставрации элементов иконостаса, придерживаться размерных характеристик, устоявшихся в традиции: - расстояние от царских врат до престола – 1. 78 м; - престол – 1. 07х1 .07 м, высота 0. 8 м (1 ? х 1 ? арш., высота- 1 2/16 арш.); - ширина царских врат – 1 .42 м (2 арш.); - высота царских врат – 2. 49 м (3 ? арш.); - ширина северных и южных врат – 0. 89 м (1 ? арш.); - высота северных и южных врат – 2. 13 м (3 арш.); - расстояние от престола до запрестольного образа – 1. 07 м (1? арш); - высота запрестольного образа от пола – 1. 07 м (1? арш); - жертвенник – 0. 9х0 .9 м, высота – 0. 8 м (1? х1? арш, высота - 1 ? арш.). Элементы каркаса иконостаса должны быть не шире 0. 18 см. Если вынуть из него иконы, получим самый заурядный трафарет, но когда вставишь священные изображения, невозможно оторвать взгляд от этого чудного целого. Подобный иконостас – это лествица Иакова, по которой восходят и не сходят не только святые ангелы, но и вся торжествующая церковь. Рассмотрим изготовление декоративной дубовой резьбы. Декоративная дубовая резьба придает иконостасу неповторимость, что связано с природным богатством материала. Древесина дуба при тангентальном разрезе имеет хорошо видимые поры, а при радикальном – сердцевидные лучи, очень прочна, легко мориться до черно цвета. Настоящий мореный дуб, пролежавший в воде имеет окраску от коричнево-зеленой до черной. Он менее прочен, чем срубленный, хрупок, обрабатывается с трудом и тупит резцы. В комлевой части крупных деревьев встречается свилеватость. В сочетании с радиальным распилом текстура такой дубовой доски очень красива. Естественная сушка дуба в коре 8-10 лет. Перед сушкой торцы следует смазать петролатумом, клеем ПВА или заклеить бумагой. Процесс изготовления дубовой резьбы состоит из нескольких этапов: -изготовление деревянного дубового щита (заготовки); -операция резьбы заготовки; -отделка готового изделия. Деревянный дубовый щит (заготовка для резьбы) получают путем склеивания древесины (ламелей). Для прочного склеивания, дубовых ламелей обязательна точная пригонка склеиваемых поверхностей. Наилучшая пригонка достигается фугованием. Цинубить при склеивании на гладкую фугу не следует. От этого увеличивается толщина клеевой прослойки, и прочность склеивания уменьшается. Температура склеиваемой древесины должна быть в пределах 20-28 градусов по Цельсию. Влажность склеиваемой древесины: наилучшая 8-12 %, предельно допустимая 18 %. Древесину нужно склеить вскоре после фугования. После длительного хранения подготовленной к склеиванию древесины ее нередко приходится фуговать вторично, так как поры по фуге забиваются пылью, наблюдается и коробление отфугованной древесины. Это снижает прочность склеивания. Прочность склеивания зависит от глубины и равномерности пропитки клеевым раствором, склеиваемых поверхностей, а также от плотности прилегания этих поверхностей. Прочность склеивания определяют раскалыванием склеенных образцов древесины стамеской по клеевому шву. Если раскол произошел по древесине, это значит что клеевой шов очень прочный, прочнее древесины. Раскол же по клею указывает на весьма низкую прочность склеивания. Прочность склеивания имеет важнейшее значение для качества изделия. При правильной обработке склеиваемых поверхностей и при правильных режимах склеивания, клеевое соединение получается прочнее самой древесины. Процесс склеивания дубовых ламелей включает в себя следующие операции: 1) нанесение клеевого раствора на склеиваемые поверхности; 2) сборку склеиваемых деталей; 3) запрессовку; 4) выдержку под прессом; 5) выдержку склеенных деталей после снятия пресса. Все эти операции по своему выполнению не являются постоянными и одинаковыми для всех случаев склеивания. Каждая из них зависит от определенных обстоятельств. К таким обстоятельствам относятся: а) вид и качество клея; б) концентрация клеевого раствора и его температура; в) температура древесины и температура воздуха в цехе; г) влажность склеиваемой древесины и качество ее обработки ; д) характер операции склеивания. Правильный режим склеивания и точное его выполнение обеспечивают получение клеевых соединений высокого качества. Практикой и научными исследованиями установлено, что наилучшая толщина клеевой прослойки 0.08-0.15 мм; при ее большой толщине прочность склеивания снижается. Толстая прослойка из-за большой гигроскопичности клея может впоследствии привести даже к расклею под влиянием изменения температуры и влажности воздуха. Кроме того, толстая прослойка, при высыхании дает большую усадку, и в ней появляются трещины. Это также снижает прочность склеивания. Недопустима и очень тонкая клеевая прослойка (менее 0.08 мм). Такая прослойка теряет свою непрерывность, т.е. дает только частичное, очень не прочное склеивание, называемое столярами «голодная склейка». Надлежащая толщина клеевой прослойки достигается силой давления, то есть сжатием. Сжатие необяза- тельно должно быть большим. Предположение – чем сильнее давление, тем прочнее склеивание - является неверным, ошибочным. Величина давления определяется задачей получить клеевую прослойку должной толщины и зависит она от ряда условий. Величину давления нужно сообразовать с температурой и концентрацией клея, строением древесины и характером ее обработки. При густом клее давление должно быть большим, для того чтобы клей лучше проник в поры древесины, чтобы создать равномерную пленку между склеиваемыми плоскостями и выжать излишки клея. С повышением температуры густого клея давление нужно несколько уменьшить. Если применяется жидкий клей, необходимо производить давление с меньшей силой, иначе может получиться «голодная склейка». При понижении температуры жидкого клея давление повышают, а при повышении температуры – понижают. Для склеивания древесины дуба нужно применять жидкий клей. На практике среди профессионалов известно несколько видов клея, изготовленных в разных странах: «АкзоНобель» - в Скандинавии; в Германии – «Клебхеми М.Г. Беккер Гмбх + КоКГ»- владельцы знаменитой марки клея «Клейберит»; в Италии – «Collanti Concorde». Клей нужно наносить равномерно на обе склеиваемые поверхности; одностороннее нанесение не обеспечивает равномерной пропитки клеем обеих поверхностей и поэтому, в склеенной древесине возникают неравномерные напряжения, снижающие прочность склеивания. Нанесение клея производится кистью желательно быстрыми движениями. Обильного нанесения делать не следует, так как от этого сильнее увлажняется древесина по шву, возрастает без пользы расход клея и тратится дополнительное рабочее время на удаление большого количества выжатого клеевого раствора. Перед тем как подвергнуть склеиваемое изделие запрессовки (сжатию), его нужно некоторое время выдержать с нанесенным на него клеем. На практике применяют открытую и закрытую выдержку. Открытой называют выдержку в промежуток времени между моментом нанесения клея на склеиваемые поверхности и моментом соединения этих поверхностей без давления. Закрытой называется выдержка в промежуток времени между соединением без сжатия покрытых клеевым раствором поверхностей и их запрессовкой. На практике, выдержка, обычно обусловлена необходимостью, собрать склеиваемое изделие и подготовить его к запрессовке. Но это не значит, что выдержка сама по себе не играет роли. Наоборот, выдержка для качества склеивания имеет большое значение. Во время открытой выдержки помимо того, что древесина пропитывается нанесенным на ее поверхности клеевым раствором, происходит быстрое испарение влаги из раствора. Благодаря этому древесина меньше увлажняется и одновременно возрастает концентрация клеевого раствора, что позволяет применять более высокое давление и, следовательно, добиться лучшего проникновения клея в древесину. Закрытая выдержка способствует лучшему пропитыванию древесины клеем и отдаляет начало его застудневания. В тех случаях, когда применяется густой раствор клея или когда склеивание производится при низкой температуре в мастерской, длительная выдержка, в особен- ности открытая, может вызвать преждевременное застудневание нанесенного клея, в результате чего склеивание не произойдет. В этих случаях необходимо соединить склеиваемые поверхности немедленно после нанесения клея. Для того же, чтобы продлить выдержку, следует подогреть склеиваемую древесину. При жидком клеевом растворе и высокой температуре клея поспешное соединение и запрессовка деталей не полезны. В этом случае неизбежно излишнее выдавливание клея и, как след- ствие этого, «голодная склейка». Таким образом, выдержки непосредственно связаны с качеством склеивания. Их длительность нужно регулировать, прежде всего, с той целью, чтобы не допустить застудневание клея до запрессовки. Запрессовка должна производиться по возможности ближе к моменту застудневания клея, но, ни в коем случае в самый момент застудневания или после застудневания. Это – важнейшее условие высококачественного склеивания. Температура в мастерской в момент склеивания должна быть 20-30 градусов по Цельсию. При температуре ниже требуемой прибегают к нагреванию склеиваемой древесины. При склеивании ламели сжатие происходит с использованием винтовых вайм и столярных струбцин. При склеивании применяют давление от 0.7 до 1.00 кг/кв.мм. Склеиваемые детали выдерживают под прессом до схватывания клея, т.е. до того момента, когда уже невозможны ни распад и ни сдвиг склеенных деталей и исключена опасность ослабления клеевого шва. Продолжительность запрессовки зависит от вида и качества клея и условий склеивания. Для окончательного схватывания клея требуется намного больше времени, чем на выдержку под прессом. В освобожденных из-под пресса склеенных деталей, клеевые швы могут быть повреждены и ослаблены при последующей обработке этих деталей, если ее производить вскоре после распрессовки. Кроме того, при склеивании деталей впитывают воду из клеевого раствора, причем увлажнение тем больше, чем ближе расположен тот или иной участок детали к клеевому шву. В резу- льтате этого склеенные детали при высыхании коробятся. Поэтому склеенные и распрессованные детали выдерживают до их обработки в специальном складе для выравнивания влажности. Чем выше влажность древесины, ниже температура на складе, больше клеевых швов в изделии, тем дольше нужно выдерживать склеенные изделия после их распрессовки. Примерная выдержка заготовки после распрессовки составляет 30 дней. Резьба выполняется непосредственно на детали, если она из массива, например капитель колонны иконостаса. Операции резьбы выполняются в такой последовательности: укладка и закрепление детали или изделия в удобном для работы положении, с освещением ее сверху и слева; разметка или перевод рисунка; вырезание контурных линий рисунка; вырезание фона; вырезание деталей рисунка; окончательная подправка и зачистка резьбы. Резьбу обычно покрывают лаком по натуральной древесине или с предварительным тонированием. Перед тонированием обязательно смачивают всю резьбу теплой водой, что способствует получению ровного тона. Наилучшее лакирование получается способом распыления: при лакировании резьбы при помощи тампона лак затекает в узкие углубления, в результате четкость резного рисунка уменьшается. Подготовка к отделке дубовой резьбы включает в себя следующие операции: устранение дефектов древесины – заделывание трещин, высверливание и заделывание сучков и др.; выравнивание и зачистку поверхности; циклевание; шлифование. На подготавливаемых к отделке поверхностям древесины не редко выявляются дефекты предыдущей обработки и сушки в виде заколов, задиров, волнистости, трещин, отклеек, пятен, рисок, вмятин, а также дефекты самой древесины в виде сучков и карма- шков. Эти дефекты не позволяют получать хорошее лакокрасочное покрытие на поверхности изделий, поэтому их необходимо удалять. Операции грунтования, сушки и шлифования - общие для всех видов покрытий. Шпаклевание производится лишь при подготовке к непрозрачной и имитационной отделке; порозаполнение, крашение и лощение - для подготовки под прозрачную отделку. Подготовленная к отделке поверхность должна быть совершенно сухой. Если материалы, нанесенные при отделочной подготовке, высушены недостаточно, то проводить дальнейшие отделочные операции не разрешается. В противном случае, нанесенный на поверхность слой лака, может побелеть, сморщиться и растрескаться, под действием растворителей оставшихся в грунте, и продолжающихся процессов его усадки. Поверхность после отделочной подготовки не должна также иметь загрязнения в виде жира, так как это приводит к отслаиванию наружного лакокрасочного покрытия. При подготовке к отделке, особенно при циклевании и шлифовании поверхности древесины, часть перерезанных и оборванных тонких древесных волокон приглажива- ется и вдавливается в поры. При нанесении и сушки лакокрасочных материалов эти волокна (ворс) приподнимаются. Ворс портит прозрачное покрытие, поэтому до крашения и нанесения лака его необходимо удалить. Перед удалением ворс сначала поднимают, увлажняя поверхность древесины тампоном или губкой, смоченными в теплом 3-5% раствор осветленного костного клея или специального грунта. После увлажнения поверхность сушат, при этом поднявшийся ворс приобретает некоторую жесткость и легко сошлифовывается. Рекомендуется использовать лакокрасочные покрытия производителей фирмы RENNER (Италия) и Акзо Нобель. Рассмотренная технология изготовления дубовой резьбы для иконостаса является индивидуальной. Таким образом, реставратор должен руководствоваться сводом правил, суть которых заключается в правильных и последовательных действиях реставрации объекта. Отклонение от этих правил пагубно влияет на реставрируемый объект. Рассмотрены и даны рекомендации по устранению основных дефектов каркаса иконостаса, которыми являются отсутствие и ослабление связи, компенсаторов; ослаб- ление крепления основания; ослабление прочности столярных шиповых соединении; коробление досок, трещины, выбоины; а также дефекты облицовки. Практически приведены методики и технологии реставрации декоративных элементов, которыми являются сколы, трещины, полные или частичные утраты.
Рекомендации по проектированию, изготовлению и реставрации деревянных иконостасов