Введение

Минувшее тысячелетие жизни русского православного государства оставило нам богатые традиции и высокие образцы церковной архитектуры и искусства. Однако,возвращенные сегодня Церкви, многие храмы полностью лишены своего убранства. Нередко по крупицам удается собрать сведения об их истори- ческом облике. В настоящее время стоит задача воссоздания не только внешнего вида, но и интерьера храмов, в котором главное значение имеет иконостас. В современном процессе возрождения Православия в России, к сожалению, заметны тенденции, прямо или косвенно отрицающие необходимость преемственности сложившихся на протяжении столетий чисто русских традиций церковного искусства. Имеются ввиду «невинные» увлечения провизантий- скими низкими алтарными преградами и более опасное направление обновленчества (под девизом возвращения к простоте и высокой духовности первохристианских общин). Плодом последних является, в частности, стремление открыть алтарь для взора молящихся (по католическому образцу), заменив Царские врата и двери диаконника и жертвенника решетчатыми воротами… Ни местные епархии, ни Патриархия просто физически не в состоянии осуществлять руководство, контроль и, что самое главное, - централизованное финан- сирование проведения ремонтно-восстановительных и реставрационных работ на храмах – памятниках архитектуры. При реконструкции памятников храмового зодчества не всегда соблюдается соответствие архитектурному стилю, в связи с этим нарушается архитектурно- художественный облик памятника. А также при реконструкции памятника не учитываются традиционные особенности региона, в котором находился храм. Этот фактор является наиболее важным, поскольку в каждом регионе сложилась собственная традиционная школа изготовления иконостасов и строительства храмов. Следовательно, причина, определяющая актуальность настоящего исследования, заключается в необходимости рекомендаций по созданию и приспособлению иконостаса в памятниках храмового зодчества, сбора и введения технологий, методик для последующей реставрации деревянной архитектуры. Поэтому чрезвычайно важно разработать общие методические принципы воссоздания иконостаса с учетом особенности архитектуры конкретного храма, времени строительства и региона, применив знания биологов, химиков, физиков, искусствоведов. Большой вклад в изучении резьбы иконостасов XVII столетия внес Н.Н. Соболев. На основе его труда написаны соответствующие тексты в более поздних много- томных изданиях по истории русского искусства. В 1963 году появилось краткое исследование истории русского иконостаса Л.А.Успенского, который дополнил труд Н.Н. Сперовского отчасти в фактографическом, преимущественно же в богословском отношении. Очерк развития резьбы и архитектурной композиции иконостасов XVII- ХIХ вв. на примере коллекции музея «Коломенское» составила Т.В.Левина. Большая работа была проведена И.Л. Бусевой-Давыдовой, Л.А. Щен- никовой, А.Г. Мельником и другими учеными. Но, к сожалению, целенаправленных теоретических работ по проектированию, воссозданию и реставрации конструктивных и декоративных деревянных элементов иконостасов найти не удалось. Значительный вклад в разработку теоретических и методических основ построения русского деревянного иконостаса внесли А.Г. Мельник, И.Э. Грабарь, Л.А. Успенский, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.Н. Сперовский, Т.В. Левина, С.В. Филатов, Д.К. Тренев, Н.Н. Соболев, В.М. Сорокатый, О.В. Лелекова, И.А. Ильин, Э.С.Смирнова, Э.А. Гордиенко, Н.К. Никольский, П.А. Флоренский, В.Н.Лазарев, Л.В. Бетин, Н.П.Троицкий, Л.А. Щенникова и другие. В аккумулированном виде все перечисленные источники и научные работы представляют бесспорную ценность, формируют исходную базу, закладывают традицию изучения художественной проблематики православного храмостроительства. Но для того, чтобы эволюцию православной культовой архитектуры в данном регионе воссоздать во всей целостности и особенностях, нужны еще огромные усилия. В современных условиях недостаточная теоретическая и методическая разработанность отмеченных выше проблем тормозит развитие научно-обоснован- ных разработок в области храмостроения. Цель данной работы предопределила необходимость постановки и решения таких задач, как: 1) рассмотреть историю возникновения и развития деревянного иконостаса; 2) проанализировать влияние архитектурных стилей на эволюцию форм деревянных иконостасов в хронологических границах исследования; 3) дать обоснованные рекомендации по воссозданию, реконструкции и реставрации иконостаса. Объектом исследования является деревянный иконостас стиля барокко ХIХ в. города Москвы. Предметом исследования являются принципы воссоздания деревянного иконостаса.
Hosted by uCoz